Заикание у детей 3, 4 лет и другого возраста: причины и лечение

Содержание
  1. Причины и лечение заикания у детей
  2. Причины появления заикания у детей
  3. Лечение заикания у детей
  4. Родители и ребенок
  5. Напоследок
  6. Как вылечить логоневроз или заикание у детей (2, 3, 4, 5 года): причины, медикаменты, массаж, упражнения
  7. Причины появления заикания
  8. Признаки
  9. Заикание у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)
  10. Заикание у младших школьников (от 4-5 лет)
  11. Методики лечения заикания
  12. Медикаментозное
  13. Массаж
  14. Упражнения
  15. Заикание у детей: причины и лечение
  16. Что такое заикание?
  17. Причины заикания
  18. Тактика поведения родителей
  19. Лечение заикания
  20. Резюме для родителей
  21. Причины заикания у детей дошкольного возраста и лечение
  22. Заикание: механизм развития патологии
  23. Периоды развития речи ребенка
  24. Причины возникновения заикания у детей
  25. Традиционные методы лечения заикания
  26. Дыхательная гимнастика при речевых нарушениях
  27. Постановка артикуляции при заикании
  28. Нетрадиционные методы коррекции заикания
  29. Медикаментозная терапия заикания у дошкольников
  30. Особенности коррекции речевых дефектов у детей 3-х лет

Причины и лечение заикания у детей

Заикание у детей 3, 4 лет и другого возраста: причины и лечение

Заикание или логоневроз – нарушение речевой функции, которое характеризуется нарушением ритмичности речи, выражающейся в частых повторениях или протяжности звуков/слогов/целых слов, а также в частых прерываниях или нерешительном формировании речи.

Фактически, детское заикание болезнью назвать нельзя, так как основная причина появления такого нарушения речи – судорожное напряжение мышечных волокон речевого аппарата. Встречается у детей разных возрастов: с 2 лет до 8 лет.

Также встречается у взрослых, но по причине отсутствия лечения заикания в детском возрасте. В чем заключаются причины и лечение заикания у детей?

Прежде всего, отметим мнение доктора Комаровского по данному вопросу.

Комаровский Евгений Олегович четко дает понять, что при появлении первых признаков заикания у детишек родителям следует посетить квалифицированного специалиста, который непременно установит причину появления проблемы и назначит необходимые процедуры.

Не стоит бросаться к компьютеру, лезть в интернет в поисках «волшебных методик» от не менее «волшебных дядечек и тетечек», предлагающих такие методы за небольшое вознаграждение.

Следует отметить, что заикание может стать серьезной проблемой для малыша в процессе социализации и адаптации в детском коллективе.

Как известно, детишки жестоко относятся к другим детям, отличающимся от них.

Это может проявляться в передразнивании малыша, насмешках, что непосредственно влияет на его восприятие внешнего мира и поведение в целом, снижая его самооценку и вырабатывая комплекс неполноценности.

По статистическим данным, у девочек данный дефект регистрируется реже, нежели у мальчиков. Специалисты связывают это с более высокой психологической устойчивостью девочек. Ко всему прочему, заикание может проявляться в случаях эмоционального напряжения, испытываемого детьми при выступлении на публике, стрессе и т.д.

Причины появления заикания у детей

Причины появления логоневроза у ребенка в 2 года, в возрасте 3 лет или 7 лет можно разделить на физиологические и психологические. К физиологическим причинам относятся:

  • Генетическая наследственность. Нередко, при опросе родителей маленького «заики» выясняется, что один из них имел/имеет аналогичные проблемы с речью;
  • Травма, полученная дитем в ходе родового процесса. Речь идет о травме нервной системы, возникающей в результате защемления нервных структур, и о травме головного мозга. Отметим, что травма ГМ может возникнуть уже после родоразрешения. Например, ребенок может упасть, ударившись головой и при этом повредить участки головного мозга, отвечающие за речевую функцию;
  • Органические поражения нервной системы в результате внутриутробного инфекционного поражения (преимущественно вирусного характера);
  • Ребенок может заполучить логоневроз в результате нарушения физиологического развития еще в утробе мамы. Провоцирующим фактором в данном случае выступает употребление мамой в процессе вынашивания ребенка наркотических веществ, включая алкоголь и никотин. Заикание в этом случае является, пожалуй, наименьшим злом;
  • Внутриутробное кислородное голодание плода. Нарушение речевой функции в данном случае можно отнести к чрезвычайному везению. Также одной из причин развития заикания является гипоксия, возникающая в процессе родоразрешения;
  • Недоношенность;
  • Нарушения в работе желез внутренней секреции. Эндокринная система играет важную роль во многих процессах, протекающих в организме людей;

Психологические причины появления логонервоза наиболее значимы для детей в возрасте 6 лет и выше, так как в это время ребенок идет в школу.

Новый жизненный этап, насыщенный огромным количеством новой информации, новое окружение, изменение отношения родителей к ребенку – все это может стать почвой для развития заикания.

Однако к психологическим причинам также относятся ситуации, которые могут повлиять на детей 1 года или чуть старше. Наиболее часто выделяют следующим психологические причины:

  • Психологическое напряжение, получаемое ребенком в результате большой информационной нагрузки, особенно при изучении ребенком иностранных языков (одного или нескольких). В современном мире многие родители стремятся вырастить «вундеркиндов», нагружая малышей 3 или 4 лет изучением иностранных языков. Безусловно, усваивание языкового материала в этом возрасте проходит значительно лучше, но ребенок – это ребенок. Соответственно, важно видеть меру и не требовать от малыша чрезмерной отдачи;
  • Психо-эмоциональное потрясение, тяжелые стрессовые ситуации также могут стать причиной развития логоневроза. Например, потеря близкого человека;
  • Испуг. В данном случае речь идет о резко возникающей эмоциональной реакцией на ситуацию. Испугать ребенка могут кровавые сцены или монстры из «ужастиков», удар грома, вспышка молнии, лай или атака собаки, крик родителей и т.д.;
  • Перевод ребенка в другой детский коллектив (детский сад/школа), а также переезд в другой город;
  • «Монстры под кроватью», темнота, наказание и другие распространенные детские фобии могут сказаться на психике малыша и привести к появлению заикания;
  • Строгое отношение к ребенку со стороны родителей, чрезмерная требовательность, а также недостаток внимания со стороны родителей – все это может спровоцировать нарушение речи даже у ребенка 5 лет, не говоря уже о более маленьких;
  • Сцены семейных конфликтов. Особенно сильно такие сцены могут повлиять на детишек раннего возраста;

Ребенок, начиная школьную жизнь, может столкнуться с распространенной проблемой, возникающей в связи с леворукостью. Как известно, учителя и родители пытаются переучить малыша. Делать это, конечно, можно, но без лишней настойчивости и злоупотребления авторитетом, так как такое переучивание также может стать причиной появления заикания у детей.

Лечение заикания у детей

Важно понимать, что тем раньше признаки заикания будут выявлены у ребенка и родители обратятся за помощью к квалифицированному специалисту, тем больше шанс на устранение дефекта и последующего нормального развития и становления малыша в социальной среде.

Фактически, лечение можно разделить на 3 категории: медицинское, коррекционное и смешанное. Походом к «бабушке», который ни в коем случае не может расцениваться, как реальный вид помощи ребенку, лучше пренебречь.

Следует понимать, что лечение заикания – общее дело специалистов и родителей, причем родители играют не меньшую роль. Если причина заикания не связана с поражением ЦНС или головного мозга, то лечение проводится логопедом.

Логопед оценивает общую картину, определяет вид заикания, назначает необходимые процедуры и занимается вместе с ребенком.

Специалист проводит занятия с детьми, а также дает рекомендации по проведению упражнений в домашних условиях.

Одним из распространенных методов лечения заикания являются дыхательные упражнения, позволяющие создать необходимые условия для нормального дыхательного ритма, а также приводят в тонус органы речевого аппарата. В целом, такие упражнения благоприятно влияют на дыхательную систему и оказывают дополнительное релаксационное действие.

Полезно включить в жизненный ритм ребенка умеренные физические нагрузки (например, ходьба, езда на велосипеде, плавание, танцы и т.д.). Если один или оба родителя присоединятся к ребенку при этом, это даже будет лучше, так как ребенок будет получать удовольствие от времяпрепровождения с родителем/родителями.

Техники точечного массажа оказывают благотворное, стимулирующее влияние на ЦНС. Однако предварительно необходимо убедиться в квалификации специалиста. Помимо этого, на сегодняшний день используются различные компьютерные программы, позволяющие сформировать плавность речи за счет синхронизации речевого и слухового центров ГМ.

Лечение с помощью медикаментозных средств является, пожалуй, дополнительной мерой, назначаемой неврологом или психотерапевтом (психиатром, в зависимости от причины появления заикания).

Каких либо таблеток для лечения логоневроза у ребенка не существует в природе. Медикаменты оказывают стабилизационное влияние на нервные центры. Назначаются противосудорожные препараты, а также успокоительные.

В качестве успокоительных могут использоваться отвары и настои трав.

Не маловажным элементом успешного лечения является соблюдение оптимального ритма дня:

  • Рекомендуется создать условия для здорового и крепкого сна, продолжительностью не менее 9 часов. Для этого следует ограничить чадо от просмотров телепередач и компьютерных игр в вечернее время, принять теплый, расслабляющий душ или ванну;
  • Рацион питания малыша должен быть сбалансирован, богат витаминами и минералами. Следует включить в рацион свежие овощи, фрукты, молоко и молочную кухню в целом. Рекомендуется отказаться или свести к минимуму употребление сладостей, мясных продуктов, острых и жареных блюд;
  • Эмоциональный покой также имеет определенное значение, поэтому важно внимательно оценивать просматриваемые ребенком телепередачи и исключить те, которые могут вызывать у малыша сильные эмоции, даже положительные. Азартные игры, элемент соревновательности также следует исключить. Лучше привлечь внимание ребенка к интеллектуальным играм (особенно в вечернее время). Например, лепка из глины или пластилина, рисование, раскрашивание и т.д.;

Родители и ребенок

Как мы говорили выше, важным компонентом лечения от заикания является правильный подход к ребенку со стороны родителей. Прежде всего рекомендуется создать мягкую психологическую обстановку в кругу семьи.

Родителям не следует заострять внимание детей на проблеме. Это только усугубит дело, ребенок может замкнуться в себе. Тревожность и нервы родителей способствуют угнетению психо-эмоционального состояния малыша.

Также следует всевозможно оградить дитя от негативного отношения со стороны сверстников, а если это сделать невозможно по каким-либо причинам, то необходимо провести беседу и дать понять малышу, что на эти насмешки не следует обращать внимания.

Если же это не помогло, то необходимо в период терапии освободить ребенка от посещения дошкольного учреждения.

Примечание. Дети старшего возраста (школьники) более легко поддаются коррекции взглядов. В процессе беседы таким детям следует указывать на их возможности и уникальность, как со стороны внешнего вида, так и со стороны талантов и навыков.

Родителям и остальным членам семьи (если таковые есть) следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Необходимо дать малышу высказаться. Пусть это займет много времени, это не важно. Важно дать понять, что вы его внимательно слушаете и понимаете. И ни в коем случае не следует заканчивать мысль за него;
  • Исключить скандалы и лишнюю суету в кругу семьи;
  • Разговоры между членами семьи, особенно с малышом, должны быть плавными и медленными, с проговариванием всех звуков. Лучше всего использовать в общении с маленьким «заикой» короткие, конкретные предложения и фразы;
  • Не следует слушать громкую музыку, а также постоянно держать включенным телевизор;
  • Рекомендуется учить с малышом стихи и детские песенки;
  • Не следует давать понять малышу, что он особенный. Особенно это касается поблажек в принятой в семье дисциплине;
  • Длинные, тяжелые для усваивания слова не следует разучивать с ребенком. А если решили учить, то не следует на него давить, когда у него не получится их выговорить;

Напоследок

Следует добавить, что некоторые случаи заикания могут пройти самостоятельно, без влияния психологов и неврологов. Такие случаи связывают с отсутствием у детей психологического барьера в общении со сверстниками и родителями, малыши не стремятся закрыться от общения. Но так бывает далеко не всегда и в ряде случаев лечение от заикания занимает достаточно длительное время.

Администрация портала категорически не рекомендует заниматься самолечением и при первых симптомах болезни советует обращаться к врачу.

На нашем портале представлены лучшие врачи-специалисты, к которым можно записаться онлайн или по телефону. Вы можете выбрать подходящего врача сами или мы подберем его Вам абсолютно бесплатно.

Также только при записи через нас, цена на консультацию будет ниже, чем в самой клинике. Это наш маленький подарок для наших посетителей.

Источник: https://medportal.net/logopediya/prichiny-i-lechenie-zaikaniya-u-detej/

Как вылечить логоневроз или заикание у детей (2, 3, 4, 5 года): причины, медикаменты, массаж, упражнения

Заикание у детей 3, 4 лет и другого возраста: причины и лечение

Формирование устной речи у ребенка начинается еще до года и продолжается вплоть до школьного возраста. В период от двух до пяти лет, то есть когда малыш начинает произносить осмысленные слова и фразы, у некоторых детей можно обнаружить заикание или по-научному логоневроз.

Заикание проявляется повторением звуков, слогов, вынужденными остановками во время произнесения отдельных фраз. Выявлено, что заикание возникает вследствие разных нарушений в работе речевого аппарата и вызвана такая патология может быть несколькими провоцирующими факторами.

Заикание впервые появляется у детей, перешагнувших двухлетний рубеж. Связано это с активным формированием речи в этот период, усилением мышления и чувствительностью нервной системы.

Мальчики болеют почти в 4 раза больше чем девочки, и очень часто логоневроз из детства переходит во взрослую жизнь.

Справиться с заиканием проще всего на самом первом этапе формирования неправильной речи и помощь в этом могут неврологи, психологи и логопеды.

Причины появления заикания

Заикание – это нарушение в деятельности нервной системы, которое не дает речевому аппарату полностью выполнять свою функцию. Подразделить основные причины, приводящие к развитию логоневроза, можно на две группы – предрасполагающие и внешние.

  1. Предрасполагающие причины, это те факторы, которые при определенном внешнем воздействии в какого-либо момент жизни ребенка приводят к проблемам с речью. К предрасполагающим причинам заикания принято относить:
    • Внутриутробные инфекции, влияющие на формирование структур головного мозга.
    • Гипоксию плода.
    • Травмы ребенка в родах и во время беременности.
    • Недоношенность разной степени.
    • Характер ребенка. Эмоциональный и впечатлительный малыш больше подвержен неправильному формированию речи, чем спокойный ребенок – флегматик.
  2. Внешнее негативное воздействие, это те факторы, которые усиливают влияние предрасполагающих причин или могут быть первопричиной логоневроза, к ним относят:
    • Перенесенные инфекционные заболевания головного мозга – энцефалиты, менингиты.
    • Травмы – ушибы головного мозга, сотрясения.
    • Соматические заболевания, воздействующие на головной мозг, к ним можно отнести сахарный диабет.
    • Инфекции дыхательных путей, отиты.
    • Заболевания, снижающие работу иммунитета – частые простуды, рахит, наличие гельминтов в организме.
    • Невротические особенности характера ребенка – подверженность страхам, эмоциональная напряженность, энурез, плохой ночной сон.
    • Кратковременный, сильный и внезапный испуг. Заикание часто возникает после нападения собаки, неадекватного поведения родителей.
    • Неровный стиль воспитания. Логоневроз может быть у ребенка, если родители в воспитании перепрыгивают из крайности в крайности – от моментов избалованности переходят к жестким наказаниям, постоянным крикам, запугиваниям.
    • Несоблюдение правильности этапов формирования речи. Заикание может быть спровоцировано особенностями слишком быстрой речи родителей, обильным поступлением речевой информации извне, перегрузкой нервной системы малыша занятиями.

В редких случаях логоневроз возникает и под влиянием неожиданного и чрезмерного радостного для ребенка события.

В старшем возрасте, то есть когда малыш пошел в школу, в появление заикания во многом виноват учитель. Строгое отношение, окрики, выставление заниженных оценок приводят к развитию невроза у детей.

Особенно часто в этом возрасте страдают дети, которые не ходили в садик, а дома получали только похвалу.

Признаки

Заикание у взрослого человека определить довольно легко – запинки в речи, повторение слогов или звуков, паузы.

У детей не все так однозначно и логоневроз может протекать не только по привычной схеме.

Некоторые признаки развития заикания родители не принимают всерьез, а это неправильно, во многих случаях именно раннее обращение к врачу за помощью поможет малышу в правильном формировании его речи.

Заикание у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)

Для детей двух – трех лет характерно проглатывание начала или окончание слова, быстрая, невнятная речь, длинные паузы. Такие явления нормальны и с возрастом проходят. Заикание можно отделить от нормального процесса формирования речи по следующим признакам:

  • Малыш во время своего диалога часто делает паузы, при этом видно, что мышцы шеи и лица у него напрягаются.
  • Испытывая трудности в произношении, малыш может сжимать кулачки, размахивать руками, переступать с ноги на ногу. Этими движениями он как бы старается выразить то, что ему не удается с помощью слов.
  • Нередко хорошо разговаривающие дети замолкают на несколько часов.
  • У ребенка при заикании в момент произнесения трудных слов могут дрожать губы, быстро двигаться глазные яблоки.

Не стоит путать истинное заикание с подражанием. Дети младшего дошкольного возраста часто копируют речь и интонации взрослых и если в ближайшем окружении есть человек с логоневрозом, то малыш может полностью копировать его произношение слов.

Заикание у младших школьников (от 4-5 лет)

В тот период жизни, когда малыш уже полностью владеет свои речевым аппаратом, произносит осмысленные фразы, может строить разговор, заикание проявляется более выражено. Основным проявлением логоневроза в этом возрасте становится появление судорог мышц языка, ой щели в момент произнесения слов. Судороги могут быть тоническими, клоническими или смешанными.

  • Тонические судороги возникают при спазмировании ых мышц, и слово произносится толчкообразно с паузой между отдельными буквами или слогами (ма..шина).
  • Клонические судороги связаны с ритмичным повторением однотипных движений ыми мышцами. При этом происходит повторение слогов в слове или первой буквы.
  • Смешанные судороги – это и паузы в слове и повторение слогов и звуков.

Произнесение слов при заикании требует от ребенка больших физических усилий, поэтому он может потеть, краснеть, а после речи наоборот бледнеть. Дети старшего возраста уже понимают свою непохожесть, и поэтому заикание влияет и на их психоэмоциональное развитие.

Ребенок может замкнуться, родители замечают, что он предпочитает играть в одиночестве. Усиливает заикание и необычная обстановка, присутствие дома незнакомых людей.

Как малыш будет относиться к своей проблеме, во многом зависит от родителей. Доброжелательная обстановка, желание всегда выслушать и помочь, отсутствие сравнивание со здоровыми детьми помогает заикающемуся малышу чувствовать себя уверенным и не реагировать на колкие замечания сверстников.

Если в семье тяжелая обстановка, а родители при этом постоянно одергивают ребенка, не дают ему высказаться, то итог может быть не утешительным – малыш замкнется в себе, а в школьном возрасте будет бояться отвечать на вопросы учителя, что приведет к низкой успеваемости.

Методики лечения заикания

Родителям не стоит думать, что заикание с возрастом пройдет само по себе, таких случаев насчитывается единицы и потому при подозрении на логоневроз первое что необходимо сделать – это посетить невролога, который проведет соответствующее обследование и назначит лечение. Прием медикаментов требуется не всем деткам, чаще всего лекарства назначаются при выявленных первичных заболеваниях, способствующих логоневрозу.

Родителям желательно найти хорошего детского психолога и логопеда, которые помогут выявить причину подобной патологии и научат малыша грамотно выстраивать свою речь.

Для заикающихся детей важна и обстановка в доме, на них никогда нельзя кричать в тот момент, когда они не могут произнести слово, это только усугубит ситуацию.

Нужно и пересмотреть режим дня таких детей, неврологи обычно советуют придерживаться таких правил:

  1. Ежедневно соблюдать режим – ложиться и вставать в одно и то же время.
  2. Перед сном не нужно развлекать ребенка мультфильмами или шумными играми.
  3. Речь родителей должна быть плавной и спокойной, по возможности замедленной. Малышу с заиканием не нужно читать много сказок, особенно, если они чем-то пугают ребенка.
  4. Занятия плаванием, физические упражнения, прогулки на свежем воздухе способствуют и укреплению нервной системы.
  5. Малыша с логоневрозом не нужно и постоянно опекать, требования к нему должны быть такие же, как и для здоровых детей. Не нужно ограничивать и общение со сверстниками. Особенно хорошо адаптироваться в обществе и не чувствовать при этом свою ущербность могут дети дошкольного возраста, поэтому ребенка нужно поощрять на то, чтобы он завел себе друзей.

Медикаментозное

Медикаментозную терапию выбирают в зависимости от степени заикания и выявленных неврологических заболеваний. Врач может назначить транквилизаторы, средства, способствующие активизации мозговых процессов. Широко используются успокаивающие препараты, витаминотерапия. Не стоит полагаться на одни таблетки, часто после окончания курса через некоторое время заикание может вернуться вновь.

Массаж

Детям с заиканием часто назначают логопедический массаж, выполнять его должен только специалист. Логопед должен знать механизм нарушения, разбираться в анатомическом расположении артикуляционных мышц, черепно – мозговых нервов. Важно подготовить малыша к массажу, создать спокойную, умиротворяющую обстановку. Массаж выполняется из положения тела лежа или полусидя. Используют:

  • Поглаживание.
  • Разминание.
  • Растирание.
  • Поколачивание или вибрацию.

Первые сеансы начинают с пяти – семи минут и постепенно доводят до 30 минут. Курс состоит из 10 процедур, затем делают перерыв на две недели и снова его повторяют.

Кроме логопедического массажа используют и точечный, при котором воздействие осуществляют на определенные точки на теле. Массаж помогает успокоиться, благоприятно влияет на нервную систему, расслабляет. Воздействие на артикуляционные мышцы помогает их настроить на правильную работу.

Часто после первого курса заикание у малыша усиливается, что говорит о тяжелом протекании патологического процесса, прекращать сеансы не стоит, но только если вы уверены в компетентности специалиста.

Упражнения

При заикании хорошие результаты лечения возникают, если постоянно проводить с ребенком дыхательную гимнастику. Такие упражнения позволяют нормализовать процесс носового и ротового дыхания, способствуют укреплению мышц и диафрагмы, учат контролю над своим состоянием. Нужно научить ребенка производить выдох спокойно, а вдох совершать только во время выполнения движения.

  • Ребенка нужно поставить прямо, согнутые локти опустить вниз, при этом раскрытые ладошки должны быть направлены вверх. На вдохе ладошки сжимаются в кулачки, на бесшумном выдохе разжимаются. Упражнение повторяется до 10 раз.
  • Ребенок стоит, руки вытянуты вдоль тела, ноги раздвинуты. На вдохе нужно присесть с одновременным поворотом туловища сначала в одну сторону, затем в другую.
  • Положение – стоя, ноги раздвинуты. Нужно наклонять голову в разные стороны так чтобы ухо прижималось к плечу, при наклоне делать вдох. Совершив по 4-5 наклонов нужно покачать головой из стороны в сторону. При выполнении всех движений глаза должны смотреть прямо.
  • Положение тела такое же, как в предыдущем комплексе, но только голову теперь необходимо опускать вниз или поднимать вверх, совершая при этом шумный вдох. Выдох делают при возвращении головы в исходную позицию.

Дыхательные упражнения способствуют укреплению речевого аппарата и также улучшают мозговое кровообращение. Делать комплекс упражнений нужно ежедневно и лучше в утренние часы.

Для наглядности посмотрите видео упражнений:

Методик избавления от заикания в настоящее время разработано сотни и потому врачи советуют не останавливаться на одной, особенно, если заметного результата не видно. При желании всегда можно найти такую схему лечения, которая поможет именно вашему ребенку.

Источник: http://gidmed.com/bolezni-nevrologii/narushenie-rechi/zaikanie-u-detei.html

Заикание у детей: причины и лечение

Заикание у детей 3, 4 лет и другого возраста: причины и лечение

Радость родителей при произношении ребенком первых слов и фраз вскоре может быть омрачена появлением у малыша заикания.

  Что делать? Можно ли вылечить? Такие вопросы встают перед родителями и заставляют их метаться от логопеда к неврологу, а от врачей – к народным целителям.

 Постараемся разобраться, что же представляет собой проблема заикания у детей, каковы причины явления и какое лечение можно применить в случае появления недуга.

Что такое заикание?

Спровоцировать заикание может сильный испуг или психоэмоциональное потрясение.

Под заиканием понимают нарушение плавности и ритмичности речи.

  Это сложная речевая патология, обусловленная судорогами мышц аппарата речи.  Чаще всего заикание появляется у деток от 2 до 5 лет, когда формируется и активно развивается фразовая речь.

Возникновение его может быть внезапным, а в процессе развития малыша усиливаться.

Маленькие детки часто повторяют нормально выговариваемые слова: «Дай, дай, дай мне воды». Но могут повторяться ребенком только звуки: «Д-д-дай мне воды». Специалисты считают, что повторение звука больше 2 раз является начальным проявлением заикания.

Среди детского контингента заикание отмечается, согласно мировой статистике, у 2-3 % детей. У девочек эта патология речи возникает в 4 раза реже, чем у мальчиков.  Предполагают, что это связано с большей эмоциональной устойчивостью девочек. Заикание усиливается  в первый год учебы в школе и в подростковом периоде. Оно сказывается на поведении ребенка и его адаптации в коллективе.

Заикание может проявляться в виде повторения звуков или каких-то слогов, внезапной вынужденной остановки речи.  Часто в монологе встречаются звуки-паразиты «Э-э-э…», «М-м-м…», что связано с внутренней борьбой ребенка, пытающегося справиться с заиканием.

У некоторых детей заикание появляется только в период волнения или стрессовой ситуации. В спокойной обстановке ребенок как бы забывает о своих проблемах с речью. А при разговоре по телефону, общении с малознакомым человеком, при публичном выступлении сильно заикается.

Причины заикания

Заикание – самый распространенный детский невроз.  Обычно его называют логоневрозом. Задержку произношения звуков и слогов связывают с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани.  Они могут быть тоническими и клоническими.

При тонических судорогах (напряжении этих мышц) трудно преодолеть сбой в речи, в связи с чем отмечаются трудности с произношением согласных звуков. При клонических судорогах отмечается повторение начальных звуков или слогов слова, произношение лишних гласных (и, а) перед словом или фразой. Хотя достаточно часто заикание бывает тонико-клоническим.

Непосредственной причиной заикания ребенка могут быть:

  1. Физиологические нарушения:
  • поражение нервной системы после родовой травмы;
  • курение и употребление алкоголя матерью в период беременности;
  • наследственная предрасположенность;
  • травма головного мозга;
  • заболевания органов речи (гортани, носа, глотки);
  • изменения в нервной системе вследствие перенесенного заболевания (рахита, инфекционных болезней);
  • переучивание левши на правшу.
  • стрессовые ситуации, психоэмоциональные потрясения;
  • потеря близких;
  • невротические реакции: детские страхи (боязнь темноты, наказания и др.);
  • выраженное чувство обиды, ревности;
  • желание привлечь внимание родителей;
  • сильный испуг (грозы, собаки, сцены ужасов в фильме).
  • чрезмерная родительская строгость;
  • подражание заикающемуся члену семьи или другому ребенку;
  • перегрузка малыша речевым материалом (раннее изучение иностранного языка или даже нескольких языков);
  • недостаточное родительское внимание при формировании речи, что приводит к быстрой, торопливой речи и пропуску слогов;
  • перевод малыша в другой детский сад или школу;
  • переезд на другое место жительства.

К провоцирующим факторам можно отнести:

  • переутомление ребенка (нагрузки по школьной программе, неконтролируемый просмотр телепередач, длительные компьютерные игры и др.);
  • семейные неурядицы и скандалы;
  • проблемы в школе;
  • несбалансированное питание с избыточным количеством белков в рационе;
  • период прорезывания зубов и переходный возраст;
  • нарушения эндокринной системы;
  • инфекционные заболевания.

Тактика поведения родителей

Если у ребенка появилось заикание, родителям рекомендуется не заострять на этом свое внимание, а создать комфортную психологическую обстановку в семье.

При выявлении заикания у ребенка не нужно заострять внимание малыша на этом нарушении речи, чтобы не закрепить условно-рефлекторно его возникновение.

  Малышу надо дать понять: интересно то, что именно он хочет сказать, а не то, как он говорит. Родительская тревога по поводу дефекта речи еще больше угнетает ребенка.

Важной задачей для родителей является и защита малыша от насмешек, чтобы не дать выработаться комплексу неполноценности и снижению самооценки. Дети часто бывают жестокими, и в коллективе может найтись любитель травли заикающегося ребенка.

Если воспитатель не может исправить ситуацию, и насмешки, вынужденная изоляция ребенка в коллективе продолжаются, то малышу на период лечения следует прекратить посещение детского сада. В противном случае выработанная застенчивость и закрытость ребенка еще больше усилит заикание.

Детям школьного возраста нужно помочь сохранить свою самооценку, показать их сильные стороны, способности, чтобы завоевать авторитет среди сверстников и избежать отчуждения,  облегчить социальную адаптацию.

Чтобы помочь ребенку справиться с возникшим недугом, родители и другие члены семьи должны соблюдать простые правила:

  • следить за своей речью: говорить медленно и плавно, делать короткую паузу после каждой фразы; ребенок будет стараться подражать и говорить так же;
  • не перебивать малыша, всегда давать ему возможность самому закончить речь;
  • можно разучивать с ребенком песни;
  • в разговоре с ребенком употреблять короткие фразы и предложения;
  • избегать суеты и хаоса в семейном образе жизни; не допускать ссор и напряжения в семье;
  • строго следить за соблюдением ребенком режима дня, исключить возможность переутомления и перевозбуждения малыша;
  • не следует заставлять ребенка многократно повторять трудные слова;
  • малышу следует реже делать замечания и чаще хвалить;
  • не допускать постоянной «фоновой» работы телевизора в квартире; исключить просмотр телепередач ребенком перед сном;
  • не создавать ребенку никаких привилегий в поведении и дисциплине в семье в связи с его заиканием.

В некоторых случаях заикание проходит самостоятельно, без лечения. Заикание, которое может пройти самостоятельно, имеет такие признаки:

  • у ребенка не возникает никаких психологических трудностей во время общения, он не стесняется своего дефекта;
  • заикание периодически исчезает на длительный период времени;
  • ребенок не замыкается и не избегает разговорного общения;
  • короткие слова и фразы выговариваются легко.

Если же ребенок напрягается во время разговора, гримасничает, делает паузы в речи с прерыванием дыхания, растягивает гласные звуки, избегает употребления каких-то слов и звуков, на вопросы (даже очевидные) отвечает «Не знаю!» – нужно обратиться на консультацию к логопеду. Причем следует  найти специалиста, уже имеющего опыт работы с такими детками.

Лечение заикания

Занятия с логопедом помогут избавиться от заикания.

Заикание можно лечить и полностью вылечить. Следует обращаться к логопеду и неврологу или психоневрологу за квалифицированной помощью. Правда, нет такой таблетки, от приема которой заикание исчезнет раз и навсегда. Важны совместные усилия и специалистов, и терпеливых родителей.

Наиболее успешно лечение на ранних этапах, еще в дошкольном возрасте.  Правила поведения родителей изложены выше.  Важно создать в семье благоприятную спокойную обстановку.  Все разговоры с ребенком должны проводиться в медленном темпе.  Отношения со всеми детьми нужно строить так, чтобы у них не возникало чувства ревности и соперничества за родительское внимание.

Ребенок должен быть уверенным, что его внимательно выслушают, несмотря на дефект речи. Надо находить время для обязательного общения с ним и совместных занятий, интересных ребенку.

Даже 10-минутный разговор  перед сном оказывает расслабляющее действие. Разумеется, во время этой беседы не следует предъявлять ребенку претензий и ставить какие-либо условия.

Только от просмотров телевизора (даже мультфильмов) перед сном нужно отказаться.

Не следует избегать в разговорах с ребенком темы заикания. Важно похвалить его, если ему удается достичь каких-то успехов в  лечении.  Пусть даже незначительных. Он должен ощущать эмоциональную поддержку со стороны родителей. Следует подбадривать ребенка и вселять в него уверенность в успешности лечения этого временного заболевания.

Существует достаточно много методов лечения заикания:

  • логопедические уроки;
  • дыхательные упражнения;
  • компьютерные программы;
  • точечный массаж;
  • лечение гипнозом;
  • медикаментозное лечение;
  • общеукрепляющее лечение.

На логопедических уроках подбираются упражнения, позволяющие снять напряжение и сделать речь плавной и ритмичной.  Ребенок повторяет упражнения дома, добиваясь выразительности речи. Упражнения подбираются с учетом возраста пациента. 

Дыхательные упражнения являются одним из традиционных методов лечения. Они позволяют тренировать мышцы аппарата речи и ые связки, учат глубоко, свободно и ритмично дышать. Упражнения оказывают благоприятное воздействие на дыхательную систему в целом.  Кроме того, упражнения являются дополнительным методом релаксации.

Компьютерные программы – один из эффективных методов лечения заикания. Они используют синхронизацию речевого и слухового центров головного мозга. Ребенок дома, сидя перед компьютером, произносит в микрофон слова.  Незначительная задержка их с помощью программы позволяет ребенку слышать свой голос, и он старается подстроиться под него.

При этом речь становится плавной. Программа позволяет вести разговор в ситуациях с эмоциональной окраской (радость, гнев и др.) и подсказывает, как справиться с обстоятельствами и улучшить речь.

Во многих городах существуют клиники и центры по лечению заикания методом гипноза для детей старше 11 лет. Методом внушения врач снимает спазм речевой мускулатуры, чувство страха перед публичным выступлением. Речь  после 3-4 сеансов становится плавной и уверенной. Это эмоционально впечатляющий метод психотерапии.

Нетрадиционная медицина предлагает лечение заикания методом точечного массажа. Специалист оказывает воздействие на определенные точки на лице, спине, ногах, грудной клетке. С помощью этого метода улучшается регуляция речи со стороны нервной системы.  Точечный массаж рекомендуют делать постоянно.

Медикаментозное лечение – вспомогательный метод при лечении заикания. Проводится оно по назначению невролога.  Могут применяться противосудорожные препараты, успокаивающие средства.

Лечение способствует нормализации функции нервных центров.  Из успокоительных средств применяются отвары и настои трав (пустырника, корня валерианы, мелиссы).

  Вылечить заикание с помощью одних лекарств невозможно.

Общеукрепляющие методы вносят свою лепту в лечение заикания.  Они включают соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание и общеохранительный режим, исключающий стрессовые ситуации.

Особое значение для ребенка имеет достаточный по продолжительности сон (не менее 9 час.). Чтобы сон был глубоким, можно вечером принимать теплый душ или расслабляющую ванну (например, хвойную).

Компьютерные игры и просмотр телепрограмм вечером должны быть исключены.

Питание ребенка должно быть витаминизированным, включать больше молочных продуктов и растительной пищи.  Рекомендуется ограничить употребление мяса, острых блюд, исключить употребление крепкого чая, шоколада.

Детям рекомендуется просмотр таких фильмов и программ, которые не вызовут у ребенка сильных эмоций.  Нежелательно включать громко радио, телевизор, слушать громкую музыку.

  Не нужно потакать капризам ребенка, но и не надо доводить требования до резкости.  Шумные и подвижные игры провоцируют заикание. Предпочтение следует отдавать спокойным занятиям (складывание паззлов, рисование, шашки, лепка).

  Посещение шумных развлекательных мероприятий, возбуждающих ребенка, не принесет пользы.

Прогулки на свежем воздухе должны быть ежедневными. Но спортивные игры, особенно соревновательные, азартные, лучше исключить.

Резюме для родителей

Выявление заикания у ребенка – не повод для паники. Важно терпеливо и систематически выполнять рекомендации специалистов, и лечение будет успешным.

Нужно вовремя обратиться к логопеду и неврологу, а дома создать спокойную обстановку, способствующую излечению заикания. Не следует допускать громких окриков на малыша.

Ребенок должен поверить в себя и в возможность вылечиться, почувствовать поддержку близких ему людей.

https://www.youtube.com/watch?v=kSIubimSuUo

В прилагаемом видео вы можете посмотреть программу из цикла «Осторожно: дети», которая посвящена теме заикания у детей.

Программа «Осторожно: дети». Тема «Заикание» : ( – 1, 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://myfamilydoctor.ru/zaikanie-u-detej-prichiny-i-lechenie/

Причины заикания у детей дошкольного возраста и лечение

Заикание у детей 3, 4 лет и другого возраста: причины и лечение

Задержка речевого развития, заикание и другие нарушения речи ребенка первых лет обычно не вызывают тревоги родителей. Срабатывает правило «Все индивидуальны – перерастет».

Однако к трем годам, когда ребенка отправляют в детский сад, существующая проблема впервые становится препятствием к нормальному процессу общественной адаптации.

Коррекция заикания у детей 3-х лет определяется причинами, и лечение должно быть направлено непосредственно на этиологический фактор. Эффективность терапии во многом зависит от своевременности диагностики и начала работы над проблемой.

Заикание: механизм развития патологии

Заикание – нарушение речи, которое характеризуется отсутствием плавности темпа и ритма разговора, сбивчивостью, многократным повторением звуков и непроизвольными паузами. Заболевание считается преимущественно детской патологией, чаще встречается у мальчиков. Однако под воздействием сильных потрясений заикание может проявиться и у взрослого человека.

Возникновение нарушений устной речи связано с непроизвольным сокращением мышц, отвечающим за артикуляцию и звукопроизношение. Детские неврологи утверждают, что есть два варианта заикания у детей:

  • Тоническое, которое характеризуется возникновением стойкого спазма ых мышц. В норме после каждого сокращения, наступает период релаксации мышечных волокон. Чтобы произнести новый звук, ые связки должны ответить на нервный импульс после периода расслабления. В случае тонического заикания, после очередного сокращения не наступает релаксация. Вследствие этого, в речи заикающегося ребенка возникает пауза, разрыв между слогами.
  • Клоническое, которое отличается многократными судорожными сокращениями. Каждый новый нервный импульс поступает к исполняющему органу в период, когда тот не полностью расслабился после предыдущего звука. Голосовые связки не успевают перестроиться на новое задание, когда приходит череда импульсов. Речь детей с клоническим заиканием характеризуется многократным повторением отдельных слогов проблемного слова: «касе-се-се-та».

Кроме того, у детей до 4-х лет часто диагностируют смешанный вариант патологии: периодическое проявление в речи и разрывающих пауз и звукоповторений.

Важно! У многих людей в норме встречаются при разговоре повторяющиеся заминки с «э-ээ». Однако о патологическом заикании говорят, если прерывания составляют более 10% всей речи

Периоды развития речи ребенка

Характерные симптомы нарушения речи появляются в определенные периоды развития ребенка. Первые попытки устного разговора возникают в возрасте одного года с помощью лепета и отдельных слогов.

 До 2-х лет в речи преобладает пассивный словарный запас (200-300 слов, которые ребенок не произносит, но понимает значение), активные – используемые слова составляют 10%.

Этот период считается первым критическим в развитии ребенка, поскольку происходят изменения и формирование речевого центра в коре головного мозга.

Воздействие сильного эмоционального потрясения или небольшой физической травмы головы становится реальной угрозой нарушения функций речевого центра.

Второй критический период припадает на возраст до 4-х лет, когда устная речь развивается в быстром темпе, увеличивается активный и пассивный словарный запас.

В это же время, возникает дисбаланс между нервной и эндокринной регуляцией функций организма. В головном мозге усиливается синтез биологически активных веществ со стимулирующим эффектом (дофамин, серотонин).

Однако нервной системой недостаточно сформирован механизм контроля над действием гормонов.

https://www.youtube.com/watch?v=s7LYvfXWodw

Дети этого возраста при попадании в стрессовую ситуацию или под эмоциональное давление окружающих часто начинают проявлять активный негативизм: отказываться выполнять порученные задания, перестают разговаривать. В менее выраженном варианте – начинают заикаться.

Третий критический период связан с развитием письменной речи в возрасте 6-7 лет. Первый учебный год в школе сопровождается истощением адаптационных возможностей детского организма. Кроме того, появление потребности излагать мысли в письменной форме является серьезным напряжением для речевого центра.

Причины возникновения заикания у детей

Единого установленного фактора, что провоцирует развитие патологии в детском возрасте, не существует. Известный педиатр Евгений Комаровский разделяет врожденные и приобретенные причины заболевания:

  • Врожденные: генетическая предрасположенность, внутриутробные инфекции и травмы (особенно в первом триместре беременности), родовая травма, преждевременные роды.

Повреждение развития тонкой структуры нервной ткани плода вследствие травмы, кровоизлияния, инфекционного или токсического воздействия в первую очередь влияет на когнитивные функции. Нарушение двигательной или чувствительной сферы являются самыми грубыми последствиями травм.

Кроме того, ребенок со вспыльчивым темпераментом заикается чаще, чем его уравновешенный и флегматичный сверстник.

  • Приобретенные в процессе жизнедеятельности. К этой группе принадлежат перенесенные инфекционные заболевания и черепно-мозговые травмы ребенка до 5-ти лет. После этого периода дети менее чувствительны к появлению патологии.

Эмоциональные потрясения и психологические травмы после развода родителей, смерти близких, стихийных бедствий и техногенных катастроф – приобретенные причины заикания, связанные с влиянием внутренней тревоги на структуры головного мозга.

Кроме того, Комаровский говорит о влиянии общества на развитие речи. Чрезмерное внимание к разговорным ошибкам, частые исправления, тесное и длительное общение с заикающимися – все эти факторы способствуют развитию патологии у ребенка

Традиционные методы лечения заикания

Устранение заикания у дошкольников проводится совместными усилиями родителей, педагогов и врачей. Традиционными считаются методы:

  • Дыхательной гимнастики. Упражнения направлены на улучшение контроля над актом дыхания, сокращением диафрагмы, ых связок и артикуляционного аппарата. Применяются варианты занятий по А.Н. Стрельниковой, Ненашева-Агаджаняна и Бутейко.
  • Логопедические приемы для улучшения артикуляции (артикуляционная гимнастика). Логопеды занимаются преимущественно развитием мелкой моторики щек, губ и языка.
  • Медикаментозная терапия, цель которой снизить активность очага возбуждения в головном мозге и снять судороги, улучшить обмен веществ и кровоснабжение нервной ткани.

Кроме того, часто в комплексном подходе лечения ребенка используется логопедический массаж. Путем механического воздействия на активные точки тела происходит «переключение» доминатного (главного) возбуждения. Курс процедур длится от двух до пяти месяцев.

Логопеды-массажисты также проводят специальный инструментальный (зондовый) массаж, который улучшает кровоток и отток лимфы непосредственно в мышцах гортани и глотки. Противопоказанием для данной манипуляции является возраст ребенка до двух лет, а также ощущение тошноты и приближающейся рвоты при воздействии на слизистую глотки.

Дыхательная гимнастика при речевых нарушениях

Выполнение детьми упражнений дыхательной гимнастики (фото: www.detki55.ru)

Упражнения в комплексе дыхательной гимнастики способствуют устранению речевых дефектов. Кроме того, метод эффективен для развития дыхательного объема легких, расширения и улучшения дренажной способности бронхов.

Особенностью дыхательных упражнений является сочетание акта дыхания с сокращением других мышц тела. Таким образом, происходит воздействие на органы дыхания, опорно-двигательный аппарат, а также на центральную нервную систему.

Другими словами, головной мозг «тренируется» сочетать волевые сокращения мышц с дыханием. Чтобы вылечить заикание у ребенка, необходимо скоординировать сокращение дыхательных и ых мышц, что достигается путем выполнения комплекса упражнений.

Известный детский врач, Евгений Комаровский, настоятельно рекомендует следовать таким правилам при выполнении гимнастических занятий:

  • Постепенность. Сначала используются более простые движения, нарастание сложности происходит по мере усваивания предыдущих комплексов. Например, в гимнастике по Стрельниковой различают базовые и основные упражнения. На начальном этапе выполняются «Ладошки», «Погончики» и «Насос». В последующем – «Ушки», «Маятник» и др.
  • Системность. Результат зависит от чередования занятий с отдыхом. Детскому организму необходимо время, чтобы сформировать устойчивый рефлекс плавной речи и ровного дыхания.
  • Непрерывность. Эффективными считаются ежедневные двухразовые занятия.
  • Возрастная адекватность и учет индивидуальных особенностей. Ребёнку с тяжелым общим состоянием разрешается выполнять комплекс движений в положении сидя или лежа. Кроме того, для детей разных возрастных групп используются модификации стандартных методик.

Важно! Используемые в комплексе упражнения выполняются под строгим контролем логопеда или родителей, если лечение проводится в домашних условиях

Постановка артикуляции при заикании

Занятия с логопедом проводятся детям возрастом старше трех лет, потому что в первые два года жизни ребенок не способен понять и исполнить просьбу педагога.

Артикуляционная зарядка подразумевает выполнение мелких и точных движений языка, губ и других мимических мышц. Метод применяется для лечения не только заикания, но и других нарушений речи (шепелявость, гнусавость, картавость). Для постановки каждого отдельного звука используются разные упражнения.

Наиболее применяемые движения представлены в таблице:

Упражнение

Техника выполнения

«Хоботок»

Губы вытягиваются вперед длинной трубочкой

«Заборчик»

Ребенок улыбается губами, обнажая сомкнутые в правильном прикусе зубы

«Пятачок»

Вытянутые трубочкой губы необходимо смещать влево-вправо и по кругу

«Сытый хомячок»

Надуть сначала обе щеки, после чего поочередно надувать то одну, то другую, сохраняя рот закрытым

«Футбол»

Рот закрытый. Напряженный язык упирается поочередно в левую и правую щеку

Совет врача. На специальных занятиях малыш выполняет движения, повторяя за логопедом. В домашних условиях роль педагога должны взять родители, чтобы контролировать правильность выполнения

Нетрадиционные методы коррекции заикания

Ароматерапия – метод релаксации нервного напряжения ребенка (фото: www.kaminova.com.ua)

Использование методов нетрадиционной медицины для коррекции заикания у дошкольников направлено преимущественно на психоэмоциональную сферу ребенка.

Применяются следующие варианты воздействия на высшие функции нервной системы:

  • Альтернативная психотерапия. Во время беседы с ребенком в форме игры врач определяет, можно ли воздействием на определенную сферу жизнедеятельности избавиться от заикания.
  • Арт-терапия. Всевозможные методы рисования, лепки, раскрашивания позволяют ребенку выразить эмоции и переживании, чтобы таким образом принять и отпустить их. Данный метод считается наиболее эффективным для лечения заикания, вызванного психологической травмой.
  • Терапия песком. Дети параллельно расслабляются и развивают мелкую моторику рук во время игры с песком.

Кроме того, психотерапевты и логопеды часто используют театральные и музыкальные постановки, ароматерапию и пение на пути к преодолению дефекта речи.

Медикаментозная терапия заикания у дошкольников

Коррекция заикания у дошкольников с помощью лекарственных препаратов проводится только в исключительных случаях, в комплексе с другими методами. Доктор Комаровский рекомендует следующие препараты:

  • Гамма-аминомасляная кислота и её производные. Действующее вещество является основным тормозящим медиатором нервной системы. Эффект средств направлен на установление баланса импульсов и подавление патологических очагов возбуждения в речевых и двигательных центрах. Препараты данной группы: Пирацетам, Ноотропил.
  • Транквилизаторы – группа препаратов с противотревожным эффектом. Обладает выраженным воздействием на центральную нервную систему. Угнетаются все процессы передачи импульсов по синапсам. Побочные эффекты средств: сонливость, снижение концентрации, ухудшение памяти. Назначаемые препараты: Галоперидол, Фенибут. Препараты противопоказаны для применения детьми возрастом до 6-ти лет.

Считается, что заикание у ребенка 3-х лет возникает преимущественно из-за лабильности эмоциональной сферы, поэтому наибольшей эффективностью обладают седативные (успокоительные) препараты. Детям младшей возрастной группы чаще всего назначаются лекарственные средства растительного происхождения, например, экстракт валерианы.

Особенности коррекции речевых дефектов у детей 3-х лет

В сравнении с другими возрастными группами, заикание у детей 3-х лет характеризуется небольшой выраженностью из-за недостаточного развития словарного запаса. Постановка диагноза в начале заболевания проводится в половине случаев.

Доктор Евгений Комаровский для лечения маленьких детей рекомендует придерживаться следующих советов:

  • Нормализация сна – не менее 11 часов в сутки (9 ночью и 2 днем).
  • Рациональное питание – поступление необходимых питательных веществ обеспечивает нормальное развитие и функционирование нервной системы.
  • Прогулки на свежем воздухе для обеспечения организма кислородом.
  • Игры со сверстниками необходимы для социальной адаптации ребенка и адекватного развития в соответствии с возрастом.

В том, как вылечить заикание в раннем возрасте, мнения докторов расходятся. Однако никто не отрицает необходимости комплексного и системного подхода к терапии.

Источник: https://SimptomyInfo.ru/simptomy/45-zaikanie-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Lady speciall
Добавить комментарий